Как в средние века буддисты отстраняли от власти японских императоров. Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

Как в средние века буддисты отстраняли от власти японских императоров.

 Рука от гиганской средневековой статуи будды. Нара. Фото Лимарева В.Н.

Вхождение буддистов в высшие эшелоны японской власти началось с принца Сётоки-Тайси (572-622).

Правительницей Ямаго (Японии) стала годовалая Суйко (592-629), регентом при которой был принц Сётоку-тайси (572-622) большой поклонник китайской государственности и культуры, который стал стремиться к централизации государственной власти и распространению в Японии буддизма. Сётоку-тайси приписывают авторство «закона из 17 статей» (604 год), в котором были изложены буддийские и конфуцианские взгляды управления государством.

Эти работы были естественно написано под влиянием  работ китайских ученых буддистов.

В Китае закрепился буддизм в форме дзэн (чань-буддизм).

Сущность учения обозначалась четырьмя иероглифами: «работать, прожи­вать, сидеть, отдыхать», а также очень много времени уделять  практики медитации.

Очень важным элементом учения было положение о медитации, а так же положение о Бодхисаттвах.

Термин Бодхисаттва означает  «существо» стремящееся к просветлению или существо просветления.

В 645 году в Японии при поддержке буддистов происходит переворот «тайка». Правящий род Сога был отстранен от власти. Организаторами  заговора был жреческий род Накатоми, который,  прежде всего, предполагал укрепление власти в Японии по китайскому образцу.

В 645 г. - императором становится принц Кару, тоже участвовавший в заговоре против Сога. Он принял титул "тэнно" ("сын неба") и стал править под именем Котоку-тэнно.

Реальная власть в государстве постепенно перешла к представителям рода Фудзивара, опиравшегося на буддизм. Буддизм  при правлении рода Фудзивара закрепился в Японии.

Фудзивара  были крупными землевладельцами и, опираясь на буддистов, они превратили японских императоров в своих марионеток. Сами управляли государством в качестве регентов при императорах, как канцлеры.

Каждый будущий император с младенчества находился под опекой буддистов, которые внушали ему положение о его исключительности, как «сына неба».   Они же определяли смысл жизни императора – стать Бодхисатвой. Его фактически отстраняли от реальной власти и всю его  волю направляли на устремление достичь предела совершенства.  

Императора приводили к тому, что при достижении совершеннолетия, он фактически отказывался от власти и уходил для продолжения духовной практики в монастырь,  передавая власть несовершеннолетнему своему отпрыску, которого так же воспитывали с обозначенной целью стать Бодхисатвой, фактическое же управление страной находилось в руках рода Фудзивара и буддистов. При этом за  буддистами было решающие слово в делах управления государством.

  • Бодхисаттвы – спасители мира.
  • Чем же занимались императоры Японии на пути к постижению наивысшей мудрости.

    Они на протяжении  долгих лет самосовершенствования в целях достичь просветления повторяли бесконечное число раз.  

    Сколь бы бесчисленными ни были живые существа, обязуюсь спасти их всех.

    Сколь бы ни были неистощимы страсти, обязуюсь устранить их всех.

    Сколь бы ни были неизмеримы страсти, обязуюсь овладеть их всеми.

    Сколь бы ни была несравненной  истина Будды, обязуюсь её достичь.

    Они проводили в медитации долгие часы.

    Под руководством  буддистов  они проходили все новые и новые стадии  на пути к просветлению. Всего порядка 10 стадий.  

    Пройдя  первые шесть стадий, они достигали уровня архата.

    Начиная с седьмой, они  продолжали совершенствование уже как  Бодхисаттва.

    Конечной целью при этом считается запредельные знания и совершенная мудрость.  

    Совершенство мудрости лежит за пределами любых знаков и слов. 

    Так достигнутое состояние описывают сами буддисты.

    …Бодхисаттвы не привержены  идеям, они ни к чему не привязаны: их совершенное знание пусто. Вот сущность наивысшей мудрости: «Бодхисаттвы должны пребывать в совершенном знании, оставаясь в пустоте»…

     (Эту противоречивую логику называют диалектикой праджни.)

    Несчастного императора с детских лет ждала незавидная судьба: повторение заученных фраз и достижение полного покоя в головном мозге, лишенного  всякой  информации и деятельности.  

    Нужно к этому добавить, что не все императоры смирялись с этой судьбой. Некоторые из них делали попытку вернуться к деятельной жизни. Побыв в монастыре, они возвращались в реальный мир в качестве эксимператоров и, некоторые их них, даже возвращали себе реальную власть.

    В Японии же сложилась сложная  структура власти.

    Был император, который не обладал властью, так как был мал. За него все проблемы в государстве решали опекуны-канцлеры из рода Фудзивара, которые в свою очередь не могли управлять государством, не согласуя свои действия с  буддистами, точней с их лидерами. Кроме этого был двор устраненного от власти эксимператора, власть которого была не больше чем у английской коровы и основывалась на том, что он смог достичь определенной стадии просветления, наивысшей мудрости. Эксимператор был просто «мудрым старцем».

  • главная