Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

Краткая история геоэтноса японцы, факты без комментария.

(Этническая история в хронологическом порядке.)

 

Фаза: Предпосылки: 16 в н.э.

У моря, с видом на Фудзияму. Японская живопись 18-19 века. Выставка в Осака.   Фото Лимарева В.Н.

Первая половина 16 века н.э.

 

Смутное время в Японии.

 

16 век - "Сэнгоку дзидай" ("период воюющих стран" или "смутное время"). В бесконечных битвах  участвовали около 260 родов.

В результате междоусобных войн многие старые феодальные дома были низвергнуты, а их место заняли другие, более мелкие, обычно находившиеся от них в феодальной зависимости (явление, известное в истории Японии как "гэкокудзе" - "подавление высших низшими").

Так, господствовавший на протяжении многих столетий феодальный дом Оути был низвергнут его вассалом Мори, властвовавшим потом на этих землях.

В первой половине 16 века новыми правителями в провинциях стали владыки региональных самурайских родов, они свергли своих прежних господ — военных губернаторов сюго.

«Страна находилась в ужасном  положении: везде были развалины некогда цветущих городов и деревень и опустошенные поля. Даже Киото был почти весь в развалинах. Кто мог покинуть столицу, давно бежал и искал защиты в лагере кого-нибудь из крупного властителя. Уважение к императору упало до того, что тело Го Тсутси-тенто лежало  в 1500 г. 40 дней не погребенным у ворот замка, так как не было средств на погребение. Крестьянское сословие (в районе Киото) было почти уничтожено. Кто обладал достаточной силой, шел в солдаты или наводил страх в качестве морских разбойников на берегах Китая, Кореи и своей собственной родины».

Молящийся монах. Средневековая японская скульптура.Выставка в Осака.   Фото Лимарева В.Н.

(Макс Брандт «История Японии».)

1521 -1580  г н.э.

Монахи секты Икко-икки из монастыря Энрякудзи управляют провинцией Каги, и пытаются распространить свою власть на другие районы Японии.

В 1521 году Танэясу официальный правитель провинции Каги был отстранен от власти монахами, и управление провинцией Каги перешло к главам секты Дзёдо-синсю,  местом пребывания которой был монастыря  Энрякудзи на горе Хонган-дзи. Попытка Танэясу вернуть свою власть, опираясь на верных ему самураев, привела к полному устранению его с политической арены в 1531 году. После этого они начинают производить  вооруженные нападения на храмы других религиозных сект в районе Киото и Нары, но встречали жесткое противодействие.  В Киото они имели свой храм Ямасина Мидо, но самураи Киото разрушили этот храм в 1532 году.

Икко-икки удалось закрепиться в  районе Осаки, там они выстроили храм Исияма Хонгай-дзи и закрепились секстанты и других районах Японии.

Активную борьбу с сектой Икко-икки начал пришедший к власти в Киото, объединитель Японии  Ода Нобунага.  Его войска разбили войска секты.

 Ода Нобунага в 1571 г. сжег вместе с осажденными монахами монастырь Энрякудзи на горе Хонган-дзи, а в 1580 г. окончательно разбил войска секты.

Португальский корабль прибыл в Японию.  (Японская живопись 17-19 века). Исторический музей  в Осака.   Фото Лимарева В.Н.

1543 г н.э.

 

Португальские купцы ввозят в Японию огнестрельное оружие.

 

Первые купеческие корабли, которые появились в   Японии в 1543 году,   были португальские. Португальцы поняли, что самым ходовым товаром в настоящее время в Японии является огнестрельное оружие. Они стали продавать оружие японцев и вывозить из страны золото, серебро, медь и невольников.

Знакомство с огнестрельным оружием вызвало изменения в военной тактике. Наряду с конницей, вооруженной копьями и стрелами, появляется пехота, вооруженная ружьями. Если раньше конница представляла основной вид войск, а пехотинцы (асигару) играли только вспомогательную роль, то теперь самурайская конница постепенно сходит на нет, а ее место занимает пехота, состоящая преимущественно из крестьян.

Европейское торговое представительство в Японии.  (Японская живопись 17-19 века). Исторический музей  в Осака.   Фото Лимарева В.Н.

Вторая половина 6 века.

 

Португальцы пытаются закрепиться в Японии основательно и надолго.

 

Миссионер Франциск Ксавье прибыл в Японию в 1449 году.  После это в Японию на португальских кораблях вместе с купцами в Японию направились другие католические священники. И уже к 1564 году в предместье Киото было семь церквей и часовен  и множество маленьких христианский приходов. В 1581 году число церквей в Японии стало более 200, а число  численность новообращенных христиан оценивалось в 150 тыс. человек.  

В 1571 г. обращенный в христианство феодал Омура основал порт Нагасаки, как центр торговли с португальцами. В 1579 г. город был передан иезуитам.

До смерти  Ода Нобунага в 1582 году  обращение в христианскую веру шло беспрепятственно. Но новый правитель Японии Хидэёси Тоётоми стал охладевать к христианам, но не изначально не чинил значительных препятствий для деятельности миссионеров. 1587 году Хидэёси Тоётоми попытался ограничить деятельность миссионеров, но пока безуспешно, так как иезуиты перестали публично проповедовать, но обращение продолжалось. Хидэёси Тоётоми боялся конфликта с португальцами и приостановления торговли и поэтому по-прежнему миссионеры чувствовали себя в Японии вольготно.

В 1583 году князья с острова Косю послали к Папе  посольство из четырех молодых дворян  с намерением объявить себя вассалами святого престола. Посольство было принято папой Сикстом 5 и королем Филиппом 2.  В 1591 году послы,  вернувшись  в Японию, привезли с собой семнадцать миссионеров.

Началась борьба между представителями местных религий и в первую очередь буддистов с христианами за влияние на власть. Хидэёси Тоётоми стал попадать под влияние буддистов.

В 1597 году в Нагасаке было восстание против христиан, миссионеры были схвачены и  шесть миссионеров были распяты вместе мс принявшими христианство 20 японцами.  Началось гонение   на христиан.

Панцирь (доспехи) самурая. Музей Востока в Генуи.  Фото Лимарева В.Н.

1560-1582 г н.э.

Объединитель страны Ода Нобунага.

Своему успеху в  междоусобной войне полководец  Ода Нобунага (род в 1533 г.) обязан португальцам. Он оценил значение огнестрельного оружия. Нобунага наладил производство пороха и стал делать первые японские образцы огнестрельного оружия, конфисковав для этого буддийские колокола в храмах. Он же разрабатывал тактику боя с применение огнестрельного оружия.

1560 г. 27-летний Нобунага с небольшим отрядом разбил войска Имагава из провинции Суруга, который шел на Киото, чтобы захватить там власть и по дороге решил захватить провинцию Овари, лежащую на его пути.

Вслед за этим Ода занял провинции Мино и Оми, а также провинцию Исэ. Одолевая сильных феодалов, их земли Ода раздавал приближенным

1568 г. Ода вошел в Киото, откуда бежали силы Хатакэяма, Хосокава и других крупных феодалов. Он сделал сёгуном Иосиаки Асикага. Этот сёгун был 15-м и последним сёгуном из рода Асикага, но сёгон попытался выйти из повиновения Ода, и в 1573 году был Ода свергнут. Институт сёгуната прекратил свое существование.

Подрывая власть оппозиции, опорой которой был буддизм,  Ода стал посылать отряды для разрушения монастырей.  1571 г. Ода Нобунага разрушил монастырь Энрякудзи на горе Хиэйдзан. Одновременно Ода поощрял распространение христианства в Японии. Повсеместно шло обращение японцев в христианскую веру.

Активная военная политика с опорой на португальцев привела  к тому, что Ода к концу жизни владел 20 провинциями.

1582 г. Один из приближенных к Ода военачальников, Мицухидэ Акэти, неожиданно изменил ему. Акэти осадил монастырь, в котором Ода остановился по дороге в Киото, поджег его и разграбил. Ода совершил самоубийство.

Маски самураев. Музей Востока в Генуи.  Фото Лимарева В.Н.

Маски и головные уборы самураев. Музей Востока в Генуи.  Фото Лимарева В.Н.

1583 -1598  г н.э.    

Правитель Японии Хидэёси Тоётоми.

 

При осаде одного из замков в провинции Мино прославился младший командир правителя Ода по имени Токициро Киносита, известный в дальнейшем как Хидэёси, он стал приемником Нобунага известный в истории как Тайко.

Токициро Киносита до 1890 года  овладел 30 провинциями, приказал срыть укрепленные замки средних и мелких феодалов, а крупных переводил одних владений в другие и стал «хозяином» Японии. Далее, продолжив завоевательную политику, Токициро Киносита попытался распространить свою власть на Корею, но неудачно.

1585 г. - Хидэёси принял звание регента (кампаку). 1586 г. - Хидэёси принял звание канцлера (дадзё-дайдзин). Хидэёси никогда не был сёгуном и не добивался этого звания, будучи простого происхождения.  Он построил себе в Осака самый большой в Японии замок.

Замок Хидэёси Тоётоми в Осака (реконструкция).     Фото Лимарева В.Н.

 

 1588 г. - После подавления крестьянского восстания в провинции Хиго против кадастра, Хидэёси издал указ о конфискации у крестьян всех видов оружия (так называемая катанагари - охота за мечами). Одновременно было изъято оружие у буддийских монастырей.

 

В правление Токициро Киносита была проведена  первой земельная  перепись (кадастра). Вся земля была разделена на разряды по качеству.

 

 Правитель Тоётоми.  Исторический музей в Осака.  Япония.   Фото Лимарева В.Н.

1592 -1598  г н.э.    

 

Попытка правителя Японии  Хидэёси Тоётоми захватить Корею.

 

1592 г. Хидэёси организовал военный поход  в Корею. Японский флот высадил десант под командованием христианского генерала Юкинага Кониси на Корейское побережье и занял Пусан. В короткий срок вся Корея была оккупирована. Однако корейский флот, превосходивший японский количеством и качеством, грозил отрезать армию от Японских островов. Началась антияпонская партизанская война.

1593 г. - Японские войска вынуждены оставить Сеул. В конце концов, японцы эвакуировали армию, оставив лишь небольшой отряд в районе Пусана.

В 1597 году Хидэёси предпринял вторичную попытку овладеть Кореей. Военную экспансию остановила смерть диктатора в 1598 г.

Иезуиты проповедуют в Японии.  (Японская живопись 17-19 века). Исторический музей  в Осака.   Фото Лимарева В.Н.

1598-1603  г н.э.

Смерть диктатора Хидэёси Тоётоми, переход власти к диктатору Иэясу Токугава. Начало периода Эдо.

Умирая в 1598 году, диктатор пожелал передать власть своему пятилетнему сыну. Был назначен регентский совет,  в котором одним из регентов стал верный Хидэёси Тоётоми полководец Иэясу Токугава. Сразу после смерти диктатора в регентском совете началась борьба за власть, в которой победу одержал Иэясу Токугава. Он разбил своих противников 20 октября 1600 года при Сэкигахара (около совр. Нагои) и стал единоличным правителем Японии. Он официально оформил себя в должности правителя Японии, сёгуна при императоре, приняв от проживавшего в Киото императора назначение сёгуном.

Новый сёгунат  был переведен в город Эдо (Токио)  находившийся в центре принадлежащих Иэясу Токугава. восточных провинций.  Время существования этого последнего самурайского правительства называют периодом Эдо (1603-1867).  

Будда на быке. Япония 16 век. Музей Востока г. Генуя.  Фото Лимарева В.Н.

  • главная