Лимарев В.Н.
Краткая история геоэтноса японцы, факты без комментария.
(Этническая история в хронологическом порядке.)
ЭТНОВЗРЫВ: 18 в н.э. Период: деформация
Конец 17 века - начало
18 века н.э.
Самобытное японское искусство
и философия.
Конец 17 века - начало 18 века – расцвет культуры японского этноса.
В соответствии с философией Мабути
Камо (1697 – 1769), талан которого расцвел на почве самоизоляции Японии, необходимо
обращение к национальным корням. Не нужно Японцам подражать ни китайской, ни иной культуре, в частности
конфуцианству, а необходимо обратиться к
национальному: изучать древнюю историю Японии. Обратиться к обычаям и традициям национальной синоисткой религии и на этой базе развивать японскую
культуру.
В это период жили и творили великие самобытные японские
писатели поэты и художники и драматурги.
Знаменитый писатель Ихара
Сайкаку (1642 – 1693) известен своими
реалистическими рассказами из жизни горожан.
«Торговцы играли активную роль в формировании городской культуры, расцвет которой пришелся на конец 17 века в так называемую эпоху Генроку. Перед тем как отправится после работы домой, эти напряженно трудившиеся семейные мужчины любили выпить чего-нибудь крепкого в компании актрис и проституток. Предшественницы гейш - буквально «изысканные люди» или «человек искусства» обладали красотой и утонченностью, чего коммерсанты не находили в собственных женах, которых, однако, ценили как воспитательниц детей и умных домохозяек. (Примечание: Эти традиции сохранились и расцветают и в настоящее время). Это и так же были золотые дни для классического театра но, более популярного театра кабуки и кукольного театра (сегодняшний бунраку) в Осака, культурной столице Японии, поскольку в Эдо (Токио) было больше политиков и солдат, а не артистов. (Примечание: В настоящее время Токио так и остался солдафонским городом).
(Джек Олтман. «Япония»)
1702 г.
Русские знакомятся с
Японией.
Петр I принял японца Дэнбэя, который потерпел кораблекрушение и добрался до
Камчатки, откуда его привезли в Москву. Петр проявил большой интерес к Японии,
создал в Москве и Иркутске специальные школы по изучению японского языка.
Вскоре были сделаны попытки добраться до Японии через Камчатку, Курилы и
Сахалин.
1707 г н.э.
Извержение Фудзиямы.
Произошло
извержение вулкана Фудзи (Фудзиямы).
Извержение было самым
значительным за весь исторический период. Улицы города Эдо (Токио) были покрыты
15-сантиметрвым слоем пепла.
1716-1745 г н.э.
Сёгун Иосимунэ – выдающийся
сёгун в японской истории.
При сёгуне Иосимунэ начался прорыв самоизоляции Японии, преимущественно в области науки и культуры. У самого сёгуна
был большой интерес к изучению астрономии.
В 1720 году он снял запрет на ввоз научных голландских книг.
Книги, в которых рассказывалось о христианской религии, остались под запретом. В
столицу – город Эдо (Токио) сёгун приглашал европейцев (преимущественно
голландцев), которые интересовались культурой и историей Японии. Кроме этого,
при дворе он организовал центры культурных обменов между японцами и
иностранцами. Японские ученые быстро освоили английский язык и начали подымать
отечественные знания с математики, астрономии и медицины.
Сёгон
Иосимунэ составил свод законов, в которых нашли отражение
е его преобразования в государстве (реформы
Кёхб).
Ввел
обязательную перепись населения и стал
проводить её каждые 6 лет.
Сёгон
Иосимунэ провел преобразования в области престолонаследования: положение о
наследовании должности сёгуна.
Экономические
преобразования в государстве: сократил
расходы на государственный аппарат и излишние дворцовые расходы. Сегун приказал убрать с дворца роскошь,
богатую пищу, ленивых самураев, азартные игры и запретил пышные торжества.
После
голода 1732-1733 года сёгун приказал увеличить
площади посева риса. Также Ёсимунэ учредил систему награждений за лучшие
рисовые поля. Такая политика позволила избавиться от проблем с продовольствием.
Прошли
изменения и в судопроизводстве. За взятку назначили смертную казнь. Кроме
этого, со всех родственников брался огромный штраф за то, что не научили своего
ближнего морали и честности. В отличие от прежней
практики, когда горожанин, посылавший петицию непосредственно сёгуну,
подвергался пыткам и казни, Иосимунэ разрешил посылать на его имя петиции.
Середина 18 века.
Законы регламентировали
жизнь крестьян.
Преобладающим
населением в государстве были крестьяне, составляющие 83% от населения,
которые работали на своих участках (около 1 га) переданных им феодалом в «вечную аренду» и платили натуральный
налог. По существующим законам крестьянин не мог свободно перейти от одного
феодала к другому и покинуть деревню.
Крестьяне
были обледенены в «пятидворки»,
члены которой были связаны круговой порукой, и отвечали коллективно за
своевременное поступление налогов феодалу и за лояльность властям, через них
осуществлялся полицейский надзор.
Феодальный
закон обязывал крестьян выполнять различные повинности в пользу государства:
строительство и ремонт дорог и ирригационных сооружений, заготовку перевозку
дров… Крестьянам вменялось в обязанность поставлять лошадей и носильщиков
паланкинов для курьерской и почтовой службы.
1745-1787 г н.э.
В Японии кризис, который усугубили стихийные бедствия.
Кризис
начался после окончания правления Сёгун Иосимунэ 1716-1745 г н.э. В
кризис запретили к вывозу из Японии
всего, что страна могла потребить. В 1752 году запретили вывоз из страны
золота.
Вторая половина 18 столетия запомнилась японцам стихийными
бедствиями: землетрясениями, ураганами и двумя засухами в 1770 и 1771 годах и
голодными бунтами.
В стране начался голод,
от которого погибло несколько сот тысяч японцев. В 1772 году список бедствий
дополнился большим пожаром, а в 1773 году началась эпидемия тифа, которая
унесла за собой 140 тыс. жизней.
1783-1786 годы опять стихийные
бедствия, наводнения, голод, эпидемия и пожары. Стихийные бедствия
негативно сказались на поступлениях в казну. Правительство попыталось залатать
дыры за счет увеличения налогов.
Страну будоражат
восстания.
1754 г. - Крестьянское восстание в провинции Тикуго (о-в Кюсю). Участвовало 50 тысяч крестьян.
1755-1756 гг. - Крестьянское восстание в провинции Акита в связи с выпуском неполноценных денег.
1764 -н.1765 гг. -200 тысяч крестьян подняли восстание
в провинциях Кодзукэ и Мусаси
из-за обложения их тяжелой гужевой повинностью.
1773 г. - Восстание в провинции Хида
из-за высоких налогов.
1783 - 1787 - Великий голод периода Тэммэй. Умерли миллионы людей. Стало распространено
детоубийство (мабики).
1787 г. - Самый крупный "рисовый бунт" в Эдо, где были разграблены почти все рисовые склады и дома
торговцев.
В этот период при слабом сёгуне Сёгун Иесигэ власть
переходит к чиновника Тадамицу Оока и Окинугу
Танума (оба из простых самурайских семей), они
пытаются стабилизировать положение в стране.
Заметных успехов в этом деле добился Танума
Окицугу, который ввел жесткий контроль за
поступавшими и тратившимися государственными деньгами. Танума
Окицугу важным
источником пополнения казны является торговля, поэтому дал добро на создание
торговых объединений, которые быстро начали трансформироваться в монополии. Он так же стремился к развитию ремесла, стимулировал разработку новых земель, повышение урожайности путем ирригации, усилил колонизацию острова Хоккайдо.
1787 - 1800 г н.э.
Антикризисные меры даймё
Саданобу Мацудайра при сёгуне Иэнари.
Председатель правительства Саданобу Мацудайра при
сёгуне Иэнари (1787 – 1837) осуществил ряд мер для вывода страны из кризисного
состояния. Эти меры известны как реформы периода Кансэй.
Проводилась политика экономии и сокращения
государственных расходов. Строго наказывались чиновники, виновные во
взяточничестве. Даймё были обложены дополнительным налогом в пользу бакуфу, их
обязали также создавать запасы риса на случай неурожая.
Частично была отменена трудовая повинность крестьян на
государственных работах. Улучшение ирригационной и дренажной систем.
По существу повторили и углубили реформы Сёгуна
Иосимунэ (1716-1745 г н.э.).
1794 г. Саданобу Мацудайра подает в отставку, но
реформы продолжались до конца 18 века
1792 - 1793 г н.э.
В 1792 году русское правительство
направило в Японию посольство возглавляемое Адамом Лаксманом.
Лаксман получил разрешения на прибытие
судна в Нагасаки. Но переговоры не были успешными: отношения на уровне посольств не были
установлены, разрешение на посещение русскими торговыми судами Японии не было получено.
1797 г н.э.
Американцы посещают
Японию.
Американский корабль "Элиза" останавливается в Нагасаки, где его
принимают за голландский и разрешают торговать.
главная